Языковая версия
Радио

Статьи

Что такое рия и в чем оно проявляется?
26 ноября, 2019 года 4470 Басып шығару нұсқасы

Рия – это желание, чтобы о твоих делах, добродетели, ибадате слышали люди. В его основе лежит желание возвыситься перед людьми посредством своего поклонения и добродетелей, показывая им хорошие стороны своей личности.

То, из чего получается показуха (рия), имеет пять степеней. Рия поклонения (ибадата) имеет больше вреда, чем то, что не является ибадатом.

Рия، пожирает все наши хорошие дела. Но для того, чтобы от него уберечься, необходимо знать о его сути.

Сказано, что большие любимцы Аллаха (валии) бывают чисты от рия،. В какие бы большие грехи они ни попадали, но рия، в число этих грехов не входит.

На того, кто совершает дела ради показухи, гневается Всевышний Аллах. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и предания сподвижников. О каре тем, кто занимается показухой, и о том, что за это гневается Аллах, свидетельствует Коран: аяты 4– 6 суры «аль-Ма‘ун», аят 9 суры «Фатир», аят 9 суры «Аль-Инсан», аят 110 суры «аль-Кахф».

Об этом существуют также многочисленные хадисы.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Больше всего я за вас боюсь, что вы попадёте в малое многобожие». Тогда сподвижники спросили, что это. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Рия،». В другом хадисе говорится: «То деяние, в котором есть хоть малая толика показухи, Всевышний Аллах не примет».

Кто-то стремится показать себя перед людьми уставшим и утомившимся, чтобы подумали, что он преуспевающий в ибадате человек. Показывает всем, что от боязни гнева Судного дня у него увеличились печали, он ночами не спит, уменьшил потребление еды и т. д. Не приводит в порядок одежду, себя, выдавая это за то, что он якобы не обращает внимания на внешний вид из-за постоянного ибадата. Если люди из-за таких его действий поверят в его добродетельность, то он обрадуется и достигнет цели, его к этому приводит нафс (эго). К этому относится и тихий, спокойный разговор, выдающий, что так происходит от поста или совершенного соблюдения норм Шариата. Поэтому Пророк Иса (мир ему) сказал: «Ты во время поста держи себя (лицо, рот, тело) в достоинстве, чтобы люди не могли подумать, что ты постишься».

Это есть рия религиозных людей, но у мирских людей рия бывает наоборот: они бывают выглаженными, прилизанными, они показывают свою силу, чтобы их приняли за важных, сильных и уважаемых людей.

Иногда рия проявляется в том, что человек начинает прилюдно усердствовать в богослужении. Кроме того, рия выявляется в посте, намазе, хадже, на газавате, при угощении, раздаче милостыни. Совершение всего этого для того, чтобы люди видели или слышали, есть рия. Если даже всё это человек совершит там, где нет людей, но обрадуется при огласке этих деяний, в этом случае тоже есть рия.

Рия также проявляются в таких поступках, как зияраты к шейхам, алимам, или визиты к ханам-министрам, для того чтобы люди подумали, что он хороший человек, которого принимают даже такие люди.

Всё, что мы здесь перечислили, при искренних намерениях бывает благом, при неискренних – гибелью для души.

Рия бывает в сердце человека. Мы не можем убедиться в том, что деяния человека являются рия. Поэтому, если двое совершают одно и то же дело, то возможно, что один останется ни с чем, так как в нём был рия, а другой получит большую пользу в ахирате из-за искренности намерений.

Рия в поклонении является большим грехом. Однако в мирских делах оно не греховно. Например, поиски мирского богатства для того, чтобы уважали люди, или ношение одежды с целью достижения почёта. Это и подобные дела не греховны, хоть и являются рия.

Но для того, чтобы не зависеть от людей, не нуждаться в них и не отличаться, похвально искать необходимое пропитание. Как в состоянии есть польза и вред, так и в почёте среди людей тоже есть хорошие и плохие стороны. Необходимое количество – хорошо, а переизбыток – к беде.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Шахиду, алиму и щедрому человеку скажут: "Ты хотел, чтобы тебя называли алимом, героем, щедрым человеком", – и из-за этого их отправляют в Ад».

Есть ещё хадис, который гласит: «Вы берегитесь того, чтобы попасть в страшный ров в Аду, который уготован для тех, кто читал Коран ради показухи». При тех деяниях, которые совершались ради каких-то целей, Аллах говорит: «Пусть все его деяния будут для него, Я чист от них, и Я его не принимаю». В другом хадисе говорится, что Аллах не принимает деяния, в которых было показного хотя бы на размер пылинки.

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары