Согласно канонам Шариата, перед каждым из пяти ежедневных намазов следует произносить азан, ведь это является Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Причем, это касается и того, кто читает намаз в строго установленное время и того, кто пропустил время намаза и совершает каза, и путника, а также читающего в одиночестве и с жамагатом. Камат, как правило, произносится перед обязательным намазом, то есть фард, в то время как перед сунной камат не произносится. Есть еще такой вопрос: «Следует ли объявлять азан или камат перед их произнесением?» Естественно, мечеть не то место, где делают объявления. Именно поэтому делать объявления светского характера и содержания, как например, о торгах, о потерях и находках в мечети не принято. Допустимо делать объявления, касающиеся духовной жизни и связанные с деятельностью самого культового заведения. Однако и такие объявления не должны делаться между азаном и каматом.
Укба ибн Амир передал услышанные им слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ваш Господь, Всевышний, изумлен (и доволен) тем, кто смотрит за овцами на своем пастбище, а потом идет к горе, дабы прочитать призыв к молитве и молиться. Всевышний Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который читает призыв к молитве и молится из-за боязни Меня. Я простил своего раба и разрешил для него вход в рай»» (Ахмад, Абу Дауд и Ан-Насаи). Что же касается того, кто молится в одиночестве, не прочитав азан и икаму, его молитва действительна и ему не нужно ее повторять.
Имам Ан-Навави разъясняет мнения ученых по поводу прочтения азана и икамы. Он утверждает, что Шафии считал их сунной (а не обязанностью) для всех молитв независимо от того, находится человек в той или иной местности проездом или же постоянно проживает в ней, молится он в одиночестве или коллективно. Итак, если человек их не произносит, то молитва – индивидуальная или коллективная – будет действительной. Ан-Навави также утверждает, что этого мнения придерживались Абу Ханифа и его последователи, а также Исхак Ибн Рахвайх, а Ас-Сарахси утверждает, что его придерживались большинство ученых. Ученый ханбалитской школы Аль-Харки утверждает, что молитва человека, совершенная им без произнесения азана или икамы, действительна, и ему не нужно ее повторять, но этого делать (т.е. молиться без азана и икамы) не следует.
Пікірлер