Языковая версия
Радио

Статьи

Уважение старших, почитание родителей – это есть основа традиционного ислама
28 декабря, 2018 года 158 Басып шығару нұсқасы
Еще начиная со средневековой истории, в степи широкое распространение получил практичный и направленный на нравственное воспитание ислам.

Поэтому в степи не было преступлений, оставленных детей-сирот, одиноких матерей и вдов пр. Одним из направлений ислама, оказавших заметное влияние на мировоззрение кочевников, был суфизм. Но кочевников не интересовали умозрительная схоластика и мистические нюансы суфизма. Нравственный, практичный и действенный суфизм был привлекателен для степняков. Суфизм в тот период давал гораздо большее – это нравственное самосовершенствование («очищение сердца»), глубочайшая самоотдача и упование («таввакуль») на Аллаха во всем, поэтому кочевники часто были бесстрашными воинами и верили в предопределение. Говоря об этих фактах, невольно вспоминается образ благородного воина-кочевника из известного сериала «Возрождение Эртугрул».

По сути, ислам есть программа нравственного воспитания и духовного самосовершенствование личности.

Все эти неизменные нравственные положения ислама: уважение старших, почитание родителей, помощь слабым и угнетенным, и пр. были широко распространены в степи у кочевников, и со времен через кровь наших предков, из поколения в поколения дошли и до наших дней.

Однако казахский народ, пройдя тяжелый путь своего развития, испытав на себе гнет колониальной политики и ужасы коммунистической тирании, в особенности геноцид народа и репрессии национальной интеллигенции, не уклоняясь и сполна жертвуя собой в борьбе против фашизма, в итоге чуть не утратили генетический коднаций. Так за короткий исторический промежуток Казахстан прошел от большевистской интервенции, лишения алфавита и письменной традиции, до независимости и членства в Совбезе ООН.

Все эти тяжелые испытания неизбежно отразились в сознании народа, некоторые национальные ценности были исковерканы политикой русификации и стремлением тоталитарной власти стереть национальное самосознание. В итоге мы чуть не утратили и некоторые нравственные и этические ценности ислама.

Также на современное понимание основ ислама свой негативный отпечаток нанесли радикальные религиозные группы, выступающие от имени ислама, но ничего общего не имеющие с настоящими традиционными, классическими ценностями ислама.

За счет активной деятельности этих экстремистских и террористических организаций у населения сформировались неправильные представленияоб исламе. Нравственные и этические ценности ислама были отброшены на второй план, вперед выдвинулись политические вопросы, активно пошел процесс политизации ислама. Появились такие террористические группы как ИГИЛ и «аль-Каеда».

В итоге общество оказалось разделено на разные лагеря. Одни понимали ислам только в рамках определенных догм без его критического осмысления, другие встали на путь оппозиции к исламу, не видя его истинные ценности и направленность. Одни исходили из атеистического мировоззрения отставшее как наследие советского прошлого, другие находились в плену информационного воздействия, отрицательно освещавшего деятельность мусульман. Также и враги ислама подогревали ситуацию, провоцируя в обществе темы,выставлявшие ислам в негативном виде. В Коране сказано: «Будет праведна душа – будет праведна и жизнь, если же душа порочна, делаются порочными и общество и люди». Но все же, надеясь, что еще настанут времена, когда мы будем принимать тот ислам, который направлен на нравственное воспитание и духовное совершенствования личности, поскольку как сказано в Священном Коране «ложь – исчезающая». Нравственные аспекты ислама нужно рассматривать шире – как образ жизни мусульман и главный регулятор общественных отношений. По мнению известного исследователя Д.Е.Еремеева, «исламская мораль представляет из себя свод мусульманских нравственных норм».

Также мы, находясь в центре евразийского континента, обязаны неравнодушно воспринимать современные вызовы в соответствующем масштабе и учитывая исторические прецеденты, быть генератором стабильности и гуманитарного порядка, поскольку это наше призвание, которые мы пытаемся реализовать и сейчас.Ведь в Коране сказано: «А те, которые уверовали и творили добро – Мы искупим у них дурное и воздадим им лучшим, чем они творили». (Св. Коран 29:7)

В исламе душа мусульманина должны быть всегда чистой и мысли всегда должны быть благородными и искренними. Как сказано в хадисах: «Сердце одухотворяется делами, трудом, реальными взаимоотношениями».

Нравственность по исламу это нормы, правила отношений между людьми и отношения к обществу. Эти морально-нравственные нормы ислама, как известно, приняты многовековой практикой в интересах нравственного совершенствования человечества. В основе духовно-нравственного учения заложена этика воздержания от дурных, неправедных поступков и творение добра.

Избаиров Асылбек Каримович

и.о. профессора кафедры религиоведения

Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева 
Доктор исторических наук, профессор

ummet.kz

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары