Каковы условия обязательности соблюдения поста?
1. Быть мусульманином. Пост предписан мусульманам. По этой причине тем, кто принял Ислам, к примеру в двадцатилетнем возрасте, восполнение таких видов поклонения, как пост не обязательно, по той причине, что, с принятием Ислама, прощаются все их грехи.
Всевышний Аллах говорит: «О Мухаммад! Скажи неверным, что если они воздержатся от непристойностей, то им будут прощены их прошлые грехи. Если же они вновь обратятся в неверие, то в давние времена, за подобные деяния, были наказаны древние поколения». (Аль-Анфаль, 8/38)
2. Мусульманин должен достигнуть зрелости и быть в здравом уме. Пост не вменяется в обязанности ребенка, сумасшедшего, человека, находящегося в беспамятстве или же в алкогольном опьянении. Названной группе людей пост не вменяется по той причине, что они не в состоянии осознать всю ответственность соблюдения поста. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не записываются деяния трех человек: ребенка, до тех пор, пока он не достигнет зрелости, сумасшедшего, до тех пор, пока к нему не вернется рассудок и спящего, до тех пор пока он не проснется». (Бухари, Талак, 11; Абу Дауд, Худуд, 17)
То есть, очень важно, чтобы человек был в здравом уме. Так как, приказы Аллаха касаются разумных людей. С момента, когда ребенок достигает семилетнего возраста и если он в состоянии поститься, родители должны приобщать его к посту. Людям, лишенным разума, а также больным, страдающим потерей сознания, пост не вменяется. Они должны восполнить пропущенные намазы лишь после того, как будут в состоянии держать оразу.
3. Человек должен быть в здравии, а также он не должен быть в пути, то есть мусафиром (путником). Пост не предписан больным и путникам. Но при желании они могут поститься. В этом случае их пост засчитывается. В случае же, если они не постились во время Рамазана, то в последующем, когда у них будет на это возможность, восполняют пропущенные дни вне Рамазана. В Коране относительно этого сказано: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, сколько пропущено дней в другое время». (Аль-Бакара, 2/184) Пост так же не предписан людям преклонного возраста, которые не в состоянии поститься. Женщинам во время месячных очищений, а так же женщинам, которые находятся в состоянии нифаса (послеродового очищения) пост не обязателен. Беременным и женщинам с грудным ребенком, в случае если пост может вызвать какие-либо осложнения(для ребенка или матери), также можно не поститься. Людям преклонного возраста, которые не в состоянии поститься, в качестве компенсации, предписана фидья (выкуп). Наряду с этим они не обязаны восполнять пропущенные дни оразы. Что же касается мусафира (путника), то дальность расстояния его пути должно превышать90 км. Лишь в этом случае он будет считаться мусафиром. Он так же может не поститься. Но в последующем должен восполнить пропущенные дни.
Каковы условия правильности соблюдения поста?
1. Женщина не должна быть в состоянии хайда и нифаса.
Хайд – менструация,(месячные очищения).
Нифас – послеродовое очищение.
Женщины, находящиеся во время поста в состоянии хайда и нифаса, в последующем должны восполнить пропущенные дни оразы.
Человек, который находится в состоянии ритуального осквернения (джунуб), к примеру после поллюции во время сна, должен поститься. Так как состояние ритуального осквернения не является причиной для не соблюдения поста. В случае, если это произошло в ночное время, то желательно, если позволяет время, совершить полное омовение (гусл) до сухура.
2. Ниет (намерение). Для соблюдения любого вида поста требуется намерение намерение. Если кто-либо в полночь узнает, что со следующего дня следует поститься и делает намерение поститься на протяжении месяца или же он встает для принятия сухура, то это засчитывается как намерение держать оразу. Но желательно произнести намерение. Наряду с этим, для любого вида поста, предпочтительнее сделать намерение ночью или перед расветом. Во время Рамазана, так как пост каждого дня является отдельным поклонением, намерение поститься следует делать каждый день. Это является обязательным условием (шарт). Таково мнение большинства ученых-факихов.
Намерение поститься бывает двух видов. Первый вид – намерение в ночное время суток. Такое намерение обязательно при восполнении пропущенных дней поста. Например, восполнение пропущенных дней в месяц Рамазан, восполнение нафиль (дополнительных) постов, которые по каким-либо причинам не были соблюдены до заката солнца, пост, соблюдаемый в качестве каффарата и назир, то есть пост, соблюдаемый по обету. Во всех перечисленных случаях человек, который намеревается поститься, должен делать намерение на пост ночью или же до расвета. Это – обязательно.
Если кто-либо, во время намаза магриб (вечерней молитвы), решает поститься и то, что он встает на сухур, так же засчитывается как намерение поститься.
Второй вид – намерение, сделанное ночью и намерение на пост, выяснение времени которого не обязательно. К этому можно отнести пост в месяц Рамазан, пост назир, время которого известно, пост, который относится к мустахаб, а так же другие виды дополнительного поста. Для соблюдения этих видов поста можно делать намерение начиная с намаза магриб, вплоть до полудня следующего дня. В случае, если делается намерение до намаза зухр (полуденной молитвы), то обязательно, чтобы человек, делающий намерение соблюдать пост, ничего не ел после второго расвета (аль-фаджр ас-садык). Аль-фаджр ас-садык – время, с момента которого начинается дневное время суток. Доказательством этому является следущий хадис: «Как-то раз Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах): «Есть ли что-нибудь на обед?» Айша (да будет доволен ею Аллах ответила): «Нет». И тогда Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда я буду держать пост».
В случае если кто-либо, сделав намерение поститься, передумает поститься до наступления второго расвета (аль-фаджр ас-садык), то его отказ от поста будет правильным. То есть, он не должен будет восполнять пост. Так же, если кто-либо, соблюдая пост, сделает намерение не держать оразу, но не будет разговляться, то его пост будет правильным.
При намерении не должно быть колебаний или же условий. Например: «Если такой-то пригласит меня в гости, то я прекращу пост, если же не пригласит, то буду поститься до конца». Такое намерение не действительно.
Пост человека, который, во время Рамазан, потерял сознание ночью или же днем, но пришел в себя до полудня, действителен. Намерение кого-либо соблюдать уаджиб или же нафиль оразу во время Рамазана засчитывается как намерение соблюдать пост Рамазана. При этом не имеет значения, кто делает такое намерение: муким (человек, который не является путником), мусафир или же больной. Наряду с этим, если кто-либо делает намерение соблюдать какой-либо вида поста, а так же каффарат и нафиль оразу, то его намерение действительно для каффарата. Намерение же сделанное для соблюдения какого-либо вида поста, а так же для када (восполнения) и каффарата по обету, то оба они не действительны. Такой пост засчитывается как нафиль.
Если женщина, которая находится в хайд, в ночное время делает намерение поститься и ее выделения прекращаются до второго рассвета, то ее пост засчитывается.
Что является мустахабом для человека, соблюдающего пост?
Желательными действиями для постящегося являются:
1. Принятие пищи во время сухура. Желательно, чтобы постящийся выпил хотя бы глоток воды. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (Бухари)
В другом хадисе сказано: «Еда в сухур – благодать. Не игнорируйте его, даже если это будет одним глотком воды. Так как, Аллах ниспосылает Свою милость тем, кто принимает сухур, а ангелы вымаливают им прощение». (Ахмад)
Принятие сухура во время первого рассвета так же является мустахабом. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет в благополучии до тех пор, пока не перестанет спешить разговляться после поста и принимать сухур во время первого расвета». (Бухари)
2. Разговляться до совершения намаза магриб. По причине того, что во время совершения молитвы постящийся может отвлекаться, думая о пище, разговляться следует до совершения намаза. Это является мустахабом. Доказательством этому является хадис, приведенный выше. Наряду с этим разговляться лучше финиками или же водой, что так же является сунной. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) прекращал пост именно так.
3. Произношение следующей молитвы, во время разговения, является сунной: ««Аллаһумма ляка сумту уа бика ааманту уа ‘аляйка тауаккальту уа ‘аля ризкика афтарту уа саумальгади мин шахри Рамадана науайту, фагфирлии маа каддамту уа ма аххарту».
Перевод: О мой Господь! Я постился ради Твоего лика. И закончил пост тем, что Ты даровал мне. Я уверовал в Тебя и на Тебя я полагаюсь. И я сделал намерение поститься и завтра. Прости мне мои грехи, те, которые я совершил раньше, и те, которые совершу в будущем.
Молитва, произносимая во время намерения поститься: «Науайту ан асума саума шахри Рамадана миналь фажри иляль магриби халисан лилляхи та‘аля. Аллаху акбар!».
Перевод: Я вознамерился, ради Всевышнего Аллаха, соблюдать пост месяца Рамазан, от расвета до заката. Аллах – велик.
4. Разговляться вместе с постящимися, помогать нуждающимся и нищим. Это так же является мустахабом. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и постящийся и при этом награда постящегося не уменьшится ни на йоту». (Тирмизи; Ибн Маджа)
5. Очищение до наступления рассвета от нечистот. В данном случае, речь идет о ритуальном осквернении (джунуб), хайд и нифас. Ведь желательно начинать поститься в чистом состоянии. Следует заметить, что постящемуся, при необходимости, разрешено принимать полное омовение. В этом случае следует быть внимательным, чтобы случайно не выпить воду. Если в ночное время у женщины заканчивается менструация или же послеродовые выделения(нифас) и она делает намерение поститься, то ее намерение действительно. Так же действительно намерение и человека, который находится в состоянии ритуального осквернения (джунуб).
6. Говорить только пристойное, остерегаться от словоблудия и непристойного поведения в месяц Рамазан так же является мустахабом. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллаху не нужно, чтобы кто-то отказывался от еды и питья, не прекращая, при этом, лгать и поступать по лжи». (Ахмад) В другом хадисе сказано: «Есть постящиеся, весь пост которых сводиться к ощущению жажды и голода. Есть те, кто проводит ночь в поклонении, и ночное бодорствование которых сводиться лишь к тому, что они проводят всю ночь без сна». (Ибн Маджа)
Наряду с этим произношение во время Рамазана слов: «Я – постящийся»,- так же является сунной. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот из вас, кто поститься, не сквернословит и не повышает голос. И если кто-нибудь станет бранить его или же попытается завязать с ним ссору, пусть скажет ему: «Поистине, я соблюдаю пост». (Бухари)
7. Желательно, чтобы постящийся дорожил временем в этот благословенный месяц и проводил время, совершая нафиль (дополнительные) виды поклонения, занимался получением знаний, чтением Корана, зикром и произношением салауата. Так, в Рамазан, Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и ангел Джабраил (мир ему) читали друг-другу Коран. (Бухари)
8. Проводить последние дни месяца Рамазан в и`тикафе – сунна. Ведь в последние десять дней Рамазана наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) проявлял особое усердие в совершении поклонений.
Желательные и нежелательные действия во время поста
1. Без причины пробовать вкус чего-либо или разжевывать что-либо во время поста – макрух.
Макрух – нежелательное, порицаемое действие. Согласно шариату «макрух» не является харамом. Но желательно максимально предохраняться от его совершения.
Нежелательное действие может анулировать пост. Во время поста можно пробовать вкус приготовляемой пищи. Но ни в коем случае нельзя заглатывать пробуемую пищу, а следует выплюнуть ее. Следует следить, чтобы пробуемая пища не попала во внутрь.
2. Использование постящимся влажного мисуака – макрух.
3. Чрезмерное использование воды при полоскании полости рта и носа – макрух.
4. При покупке меда, масла и т.п. продуктов пробование их на вкус – макрух.
5. Пользование разжеванной жевачкой, даже если она потеряла свой первоначальный вкус – макрух. Пользоваться новой жевачкой категорически нельзя.
6. Нельзя заниматься кровопусканием, например сдачей крови, если это может ослабить постящегося. Это является макрухом. Если кровопускание не ослабляет постящегося, то это не является макрухом. Предпочтительнее делать кровопускание после заката солнца.
7. Полоскание полости рта и носа при сильной жаре во время Рамазана, по мнению Абу Юсуфа, не является макрухом. Так как в этом случае человеку дается облегчение. Фатуа основывается на этом мнении.
8. Слабовольному человеку желательно не целовать свою жену во время поста. Так как это является макрухом. Если он уверен в том, что не даст волю чувствам, то это не является макрухом. В хадисе сказано, что Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) целовал свою жену и заигрывал с ней. (Ибн Маджа, Сиям, 19)
9. То, что постящийся встречает расвет в состоянии ритуального оссвернения (джунуб) и ихтилям (поллюция) в дневное время не вредит посту.
10. Нюхание цветов и благовоний, использование сурьмы, покраска усов во время поста не является макрухом.
В каких случаях требуется лишь када (восполнение) поста?
Принятие во внутрь чего-либо, с целью лечения, делает не действительным пост. В этом случае следует восполнять пост.
Принятие по ошибке пищи делает пост не действительным. То есть, если человек, зная, что он постится, принимает пищу, то его пост делается не действительным. Например, в случае, если при совершении тахарата, он нечаянно проглотит воду или же он проглотит снег, который он взял в рот. В этом случае пост восполняется. Если же он принимает пищу забыв о том, что он постится, то пост действиетелен.
Если кровоточат десны и постящийся проглатывает кровную массу и при этом количество крови пропорционально количеству слюны или же количество крови преобладает, то пост делается не действительным. В случае, если количество крови меньше количества слюны, то пост действителен. Так как трудно предостерегаться от малого количества крови.
Принятие пищи, а так же совокупление супругов по забывчивости не делает пост не действительным.
Не напоминание человеку, который по забывчивости принимает пищу, о посте, является макрухом. Если это является слабым или же пожилым человеком, то желательно не напоминать ему о том, что он постится.
В случае непроизвольного заглатывания блевотины, которая не заполняет полость рта, пост остается действительным. Преднамеренное же заглатывание блевотины делает пост не действительным. Так же пост делает не действительным и преднамеренная рвота. Так как при этом, наряду с тем, что делается не действительным тахарат, какая-то часть блевотины заглатывается обратно. В этом случае следует восполнять пост. То есть, при преднамеренном заглатывании блевотины пост делается не действительным.
Если блевотина состоит из мокроты, то это, согласно мнению Имама Абу Ханифы и Имама Мухаммада, ни в коей мере не вредит посту. Доказательством этому является следующий хадис: «Если постящийся не в состоянии предотвратить рвоту, то он не обязан восполнять пост. В случае же преднамеренной рвоты, он должен восполнить пост». (Абу Дауд, Саум, 33; Тирмизи, Саум, 24)
Заглатывание того, что не служит пищей и не сохраняет своей формы и состава, не вредит посту. Например, дым, пыль. Капание лекарства в глаза и в уши не делает пост не действительным. Капание же в нос, напротив, делает пост не действительным.
Наряду с этим в следующих случаях требуется лишь восполнение поста:
1. Не преднамеренное заглатывание воды во время тахарата и т.п.;
2. Угощение спящего человека водой;
3. Если человек опасается заболеть, находясь на тяжелой работе или если он прекращает пост из-за страха за свое здоровье;
4. Если человек, по забывчивости приняв пищу, продолжает принимать пищу, думая, что его пост уже не действителен;
5. Если человек, в дневное время, делает намерение поститься и после этого принимает пищу по причине не удовлетворения своим намерением;
6. Если постяшийся по ошибке, думая, что уже наступил закат, разговляется и после этого выясняется, что солнце еще не село. В этом случае требуется лишь восполнение поста.
Во время принятия сухур, если выясняется, что уже расвет, следует сразу же остановить прием пищи, а пищу, которая находится в полости рта, нельзя заглатывать. В этом случае пост будет действительным;
7. Если постящийся в ночное время делает намерение поститься, но утром выходит в дорогу и в дороге прекращает поститься;
8. Если мусафир, после того, как он в ночное время делает намерение поститься, делает намерение прекратить путь, то есть становится мукимом, и после этого начинает принимать пищу.
Человеку, который вне Рамазана, по какой-либо причине делает свой пост не действительным, например принятив пищу, совокупившись со своей супругой, по причине того, что это действие произошло вне Рамазана, так же следует восполнить пост.
Требование шариата относительно тех, кто не в состоянии поститься
Тем, кто не в состоянии поститься, вменяется фидья. Это является уаджибом.
Фидья – выкуп, искупление.
К этой категории относятся люди, которые болеют неизлечимой болезнью, а так же люди преклонного возраста, которые уже не в состоянии поститься.
Данная группа людей обязаны за каждый день поста накормить одного бедняка. Можно на протяжении 30-ти дней утром и вечером кормить одного бедняка или же можно будет в одно время накормить сразу 60 бедняков.
Фидью можно дать и в денежной форме.
Всевышний Аллах в Коране сказал: «Тем, которые не способны поститься, надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка». («Аль-Бакара», 2/184)
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая разъяснение к этому аяту, сказал: «Этот аят ниспослан относительно людей преклонного возраста. Искупление поста - фард».
Люди же преклонного возраста, которые не в состоянии накормить нуждающихся, просят прощения у Всевышнего Аллаха. «Аллах возлагает на человека лишь то, что в меру его возможностей». («Аль-Бакара», 2/286)
Все исламские факихы сходятся во мнении, что больные, которые болеют неизлечимой болезнью, обязаны выплачивать фидью. Такому человеку не вменяется пост. Доказательством этому служит этот аят: «Аллах не наложил на вас в исполнении обрядов религии никакого затруднения». («Аль-Хадж», 22/78)
Можно ли принимать уколы во время поста?
Ученые последующего поколения ханафитского толка придерживаются двух взглядов, относительно лечения с помощью уколов во время поста:
1) По мнению имама Абу Ханифы «мазь, наносимая на глубокую рану делает пост недействительным». Ученые, решения которых основывались на этом мнении Абу Ханифы, придерживались того мнения, что при уколе через вены в тело попадает инородное вещество (в данном случае лекарство), что делает пост недействительным. Хотя степень пищевой ценности лекарства, вводимого с помощью укола, является спорным вопросом, общеизвестно, что вводимое уколом лекарство усиливает организм. По этой причине, каким бы путем не принималось лекарство, в виде таблеток или же посредством укола, делает пост недействительным. В этом случае требуется восполнить день, в котором постящийся принимал укол. Что же касается каффарата (искупления), то в этом случае он не требуется. По этой причине человек, принимающий укол, не соблюдает пост, либо, при желании соблюдать пост, он должен принимать укол до сухура (время перед расветом) либо после заката солнца.
2) Ученики имама Абу Ханифы имам Абу Юсуф и имам Мухаммад придерживались того мнения, что «мазь, наносимая на глубокую рану не делает пост недействительным». Естественно, ученые, разделяющие точку зрения имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, придерживались того же мнения. В 1948 году Комиссией по фатуе университета Аль-Азхар была вынесена фатуа, согласно которой укол не делает пост недействительным. Так как, укол и принятие лекарства – это два различных способа лечения. Наряду с этим, согласно этой фатуе, использование людьми, страдающими респираторными заболеваниями, к примеру одышкой или астмой, различных распылителей лекарств, также не делает пост недействительным. Так как при этом лекарство вдыхается в легкие и не попадает в желудок. К тому же вакцинация, с целью профилактики некоторых заболеваний, также не делает пост недействительным. Так как при этом в этом случае вакцинация не принимается в качестве пищи. Но принятие укола, к примеру гемоглабина, с целью обогащения организма, делает пост недействительным.
Каждый верующий в праве придерживаться одного из этих мнений ученых. Следует лишь подойти к этому вопросу с ответственностью.
На самом деле наша религия не вменяет пост больным и тем, кто принимает лечение. Поэтому больному, принимающему уколы во время Рамазана, желательно не поститься, а приложить все усилия для выздоровления. Ибо в дальнейшем, излечившись от болезни, он сможет выполнять поклонение с еще большим рвением. Нет сомнения в том, что это самый оптимальный вариант. По этой причине, каждый в праве делать свой выбор.
Человек, который не смотря на свою болезнь, желает поститься в месяц Рамазан, в праве, придерживаясь мнения второй группы ученых, принимать уколы, которые не обогощают организм. При этом, если конечно возможно, предпочтительнее принимать уколы до сухура либо после заката солнца.
Что не делает пост недействительным?
1. Принятие постящимся пищи по забывчивости или же совокупление по незнанию. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть постящийся, который по забывчивости принял пищу, не прекращает пост. Так как его накормил Аллах». (Муслим, ) В другом хадисе сказано: «Человеку, который в Рамазан по забывчивости принял пищу, не вменяется в обязанности ни када (восполнение), ни каффарат (искупление)». (Ибн Маджа) Постящийся, который по забывчивости принимает пищу, вспомнив, что он держит пост, тут же должен прекратить разговляться.
2. Если постящийся просыпается утром в состоянии джунуб или же проводит весь день в состоянии джунуб. Джунуб – состояние ритуального осквернения. В этом случае пост действителен. Следует лишь, для совершения намаза, совершить гусл (полное омовение). Аллах в Коране сказал: «Если вы имели близость с женщиной, то очищайтесь». (Маида, 5/6 аят)
3. Кровопускание, к примеру, посредством пиявок. Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), во время совершения паломничества, сделал себе кровопускание. (Бухари )
4. Если в ухо затекает вода или же при выделении жидкости при отите (воспалении уха)
5. Капание капель в глаза и в ухо, а также нанесение сурьмы, то есть подкрашивание глаз.
6. Использование мисуака. Так как использование мисуака является сунной. Использование зубной пасты так же не делает пост не действительным. Следует лишь быть внимательным, чтобы не заглотнуть пасту. Поэтому предпочтительнее чистить зубы с помощью пасты до наступления времени утреннего намаза.
7. Удаление зубов. Следует лишь быть осторожным, чтобы, при удалении зуба, не заглотнуть кровь или лекарство.
8. Полоскание носа и полости рта. В этом случае так же следует следить, чтобы вода не попала во внутрь.
9. Непроизвольное попадание в полость рта дыма, пыли, мучной пыли, снежинки, капли дождя. Все это не вредит посту. Но умышленное заглатывание, к примеру капель дождя, делает пост не действительным.
10. Заглатывание слюны, а так же втягивание и заглатывание жидкости из носовой полости.
11. Заглатывание пищи, застрявшей между зубами. При этом застрявшая между зубами пища, по величине, должна быть меньше горошинки. Нюхание благоуханий, к примеру цветов, одекалона, так же не вредит посту.
12. Непроизвольная рвота. При этом количество рвоты не имеет значения. Непроизвольное заглатывание рвоты так же не делает пост недействительным.
13. Умывание, купание или же ношение влажной одежды с целью освежиться. Но по причине того, что при плавании существует опасность заглатывания воды, желательно воздержаться от плавания.
Действия, при которых требуется када (восполнение) и каффарат (искупление)
Действия, при которых требуется када и каффарат бывают двух видов:
1. Умышленное принятие пищи или же пищевых продуктов. К этому так же относится и курение. В этом случае постящемуся предписывается када и каффарат. Если же постящийся не заглатывает пищу, то пост будет действительным.
Также если при кровопускании, после сплетничества или хулы кого-либо или поцелуя, постящийся думает, что его пост стал не действительным и принимает пищу, то в этом случае ему предписывается каффарат. Так же каффарат предписан в случае намеренного заглатывания капель дождя. То же самое можно сказать и о заглатявании соли. Доказательством этому является хадис, переданный от хазрета Али (да будет доволен им Аллах): «Пост делается не действительным не по причине того, что выходит из нутри, а по причине того, что попадает во внутрь».
2. Сововкупление постящегося с женой. Доказательством этому служит то, что во времена нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) один из Его (да благославит его Аллах и приветствует) сподвижников сблизился со своей женой. И тогда Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) приказал ему, в качестве каффарата (искупления), освободить раба. Если это было не возможным, то ему следовало поститься на протяжении двух месяцев. Если же и это было не возможным, то ему следовало накормить шестдесят нуждающихся. При этом следует учитывать, что человек, который в состоянии поститься на протяжении двух месяцев, не может, в качестве каффарата, накормить шестьдесят нуждающихся и таким образом восполнить свой проступок.
Пікірлер