Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке.
В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Всевышним, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.
Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, не может совершить дурной поступок. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Всевышним. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.
Верующему, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний Аллах: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11).
Религия Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий это подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт и приличие; порицает подозрительность и недоверие друг к другу, поскольку общество должно быть основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях и недоверии друг к другу; требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как и недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность.
Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, благодаря которым была создана эффективная система законов этики, дозволенного и запретного. В Священном Коране сказано: “Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; кто раздавал имущество, любя его, родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим (милостыню) и на (освобождение) рабов; кто (полноценно) совершал намаз, отдавал закят; кто выполнял обещания, если (что-то) обещал; кто был терпелив в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они – правдивые, вот они – богобоязненные.”(Сура “Бакара” 177 аят).
В этом аяте содержится полная характеристика мусульман, к которым предъявляются требования не только быть искренними в вере, но и своими добрыми поступками быть готовым доказать свою веру в глазах друзей, близких и посторонних. А также они должны быть добрыми, спокойными и духовно устойчивыми. Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла или для рассуждения об этих категориях. Подобный способ мышления является стержнем, вокруг которого зиждутся все способы человеческих отношений.
Мы также понимаем, что обряд в Исламе не имеет какого-то магического содержания. Одно действие само по себе не обладает большей силой, чем другое, но благодеяние – это выполнение повеления Аллаха. И поэтому Всевышний Аллах сказал: “Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность.” (Сура “Паломничество”, 37 аят).
В Коране обращается внимание на важность для человека обладать такими качествами как скромность и смиренность. Наставляя своего сына, Лукман говорит: «Не криви свою щеку перед людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов хвастливых! И соразмеряй свой поход и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов — конечно, голос ослов». Мусульмане должны быть скромны и смиренны: «А рабы Милосердного — те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: „Мир!"». Настоящие мусульмане «добром отстраняют зло», «укрощают свой гнев, прощают людям». На приветствие необходимо отвечать так: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Аллах подсчитывает всякую вещь!»
Для создания у человека стойкого морального духа, укрепления доброго нрава не существует более возвышенного и действенного способа кроме религии. Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественную и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.