Языковая версия
Радио

Статьи

Для чего мы совершаем омовение?
23 апреля, 2021 года 142 Басып шығару нұсқасы

Наша религия направлена на обеспечение человечеству счастья в этом мире и в ахирате. Одна из общих особенностей ислама состоит в его удобности, облегченности. Ислам требует от человека по мере его сил и возможностей, не подвергает его тяготам и трудностям. «Аллах хочет облегчить вам [вашу религию], ведь человек создан слабым» (Ан-Ниса, 4:28) Как сообщается в этом аяте, человек создан слабым, и поэтому он может быть ответственным лишь настолько, насколько у него хватает сил. Поэтому никто не может отвечать за неисполнение таких дел, сделать которые ему не под силу. 

В связи с этим в Коране содержится такое повеление: «И будьте предельно усердны на пути [воплощения религии] Аллаха. Он выбрал вас [сделав верующими] и не установил для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. [Аллах] Назвал вас мусульманами до этого [ниспослания Коране] и здесь [в Коране], чтобы Посланник стал свидетелем о вас [в Судный день, что он довел до вас все], а вы стали бы свидетелями для людей [в том, что их посланники довели их религию до них]. [Полноценно] Выполняйте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за [религию] Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник» (Аль-Хадж, 22:78). Из этого следует, что повеления и запреты Аллаха ниспосланы не для того, чтобы создавать для человека затруднения, а чтобы облегчить ему жизнь, сделать удобным его существование.

К примеру, одним из условий намаза является омовение, тахарат. Но тахарат нужен вовсе не для того, чтобы затруднить чтение намаза. Вот как поясняет Всевышний Аллах в аяте, посвященном намазу и тахарату: «Аллах [вменил вам в обязанность очищение] не [потому, что] желает усложнить [вашу жизнь], но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны [Ему за те блага, которыми Он одарил вас]» (Аль-Маида, 5:6). То есть омовение приводит к материальному и духовному очищению, что, с одной стороны, избавляет нас от заразных болезней и делает нашу жизнь более легкой, а с другой стороны, тахарат духовно подготавливает нас к совершению поклонения и облегчает наше общение с Господом.

Все это означает, что ислам не требует от человека такого поклонения, которое окажется сверх его сил и возможностей. Об этом говорит и освобождение человека от некоторых видов поклонения по причине слабости, болезни, нищеты или в связи с нахождением в пути. Поэтому в исламе нет места крайностям, чрезмерному усердию в поклонении. Наш Пророк (с.а.с.)  всегда придерживался именно такого принципа в словах и делах, связанных с поклонением. В одном хадисе он сказал: «Поистине, религия − это облегчение».

А в другом своем хадисе он говорил: «Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его». Наш Пророк (с.а.с.) во всех делах выбирал более легкие варианты и такое же наставление оставил своей умме. Известны его короткие, но яркие фразы о том, что лучше облегчать, чем затруднять, радовать, а не огорчать.

Поэтому неправильно принуждать себя к чему-то непосильному.  И даже требовать от себя исполнения чего-то не очень нужного, лишнего не является приемлемым. 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары