Языковая версия
Радио

Статьи

Образы женщин в Коране
02 октября, 2019 года 6 Басып шығару нұсқасы

В Коране представлен целый ряд женщин с различными социальными ролями и положениями. Среди них – мать-одиночка, женщина, которая не может иметь детей, женщина с детьми, жена тирана, жена посланника, женщина без мужа с ребенком, замужняя женщина, которая пытается завести роман на стороне, разведенная женщина – все это примеры женщин, упомянутых в Коране. Священная книга таким образом, как будто приводя их истории, разбивает стереотипы о «традиционной» феминности... 

Мать-одиночка

Марьям, мать Исы. Ее феминность выражена через историю женщины, глубоко верующей в Творца. Свою веру она выражает ответом своему дяде, пророку, который спрашивает у нее, где она достала фрукт, внесезонный для того времени. На что она отвечает, что, возможно, он от Бога, который одаряет кого пожелает. Выслушав ее, Закария возвращается и просит Всевышнего о потомстве. Его жена, будучи уже немолодой, беременеет пророком Яхъей. Мать Исы, Марьям, была молодой, 13 или 14 лет согласно христианским ученым. А мать Яхъи была в возрасте 80 лет (согласно христианским ученым) – и Коран представляет обеих как женщин сильной веры и упования на Всевышнего.

История Марьям – это история борьбы и трудностей. Она рожает Ису в одиночестве от людей, но поддерживаемой Творцом. Затем возвращается к пораженным ее поступком жителям. Она не прячется, чтобы скрыть произошедшее, но надеется на чудо от Всевышнего, Который оправдывает ее надежды: младенец, рожденный ею, начинает говорить с другими. Каждый шаг ее жизни продиктован ее смелостью и сопровождается верой и упованием, за которые ей воздается помощью от Творца.

Замужние: мученицы и предательницы

Асия была замужем за одним из самых жестоких людей – фараоном. Он был невежественным нарциссом, который возомнил себя богом и принуждал свой народ к поклонению ему. Асия же, напротив, была мудрой и милосердной. В то время, когда ее муж повелел убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, она берет на попечение младенца, найденного в реке. Вскоре муж узнает о ее вере, но она не предает ее даже под самыми жестокими пытками. Это учит нас тому, что женщина должна следовать божественным законам, вне зависимости от того, кем являются их мужья. Но быть женщиной – не значит быть святой. Показательна и история жен Лута и Нуха, которые оставили веру своих мужей и пошли наперекор призывам праведных мужей. Эти истории показывают нам, что женщина, так же как и мужчина, стоит перед выбором между добром и злом, ослушанием и праведностью. И этот выбор каждая женщина делает сама, вне зависимости от того, кто является ее мужем – фараоном или пророком. 

Женщина-правительница

Царица Савская, Билкис, представлена в Коране как честная и надежная правительница своего государства, которая советовалась со своими помощниками. Ее беседы с Сулейманом показывают ее мудрость, решительность, глубину ума. В Коране не говорится о ее семейном положении, тем не менее, это не умаляет силы ее достоинств. Когда она принимает веру Сулеймана, весь ее народ следует ее выбору благодаря заслуженному доверию своей правительнице.

Женщина-соблазнительница

Коран также знакомит нас с женой правителя Египта Азиза – с Зулейхой. Она влюбляется в прислуживающего им Юсуфа и совершает попытку соблазнить его. Став объектом высмеивания из-за своей любовной слабости, она устраивает собрание, на которое приходят другие женщины и зовет Юсуфа – чтобы они сами поняли, как трудно устоять перед его обаянием и красотой. Спустя время и испытания Зулейха все же признает свою вину, становится на путь праведницы и обращает свою любовь прежде всего к Создателю. Образ Зулейхи противоречит образу царицы Савской. Зулейха страстная, поспешная, принимает решения, от которых позже страдают она и окружающие. Царица Савская, напротив, сдержанна, спокойна, принимает взвешенные и мудрые решения. Эти истории учат нас, что характер влияет на принимаемые решения, но тем не менее, какими бы разными ни были характеры женщин, они не мешают им быть преданными и добродетельными верующими, какой, к примеру, стала в конце Зулейха.

Разведенная 

Коран также упоминает супругу Пророка, Зайнаб бинт Джахш. Она является одним из примеров верующих женщин. Ее история указывает на то, что развод – это не признак плохой женщины. Это то, что может произойти с любым человеком, хорошим или плохим. Жизненные обстоятельства не являются показателем глубины веры или праведности человека. 

В Коране представлен целый ряд разных женщин: женщина, которая пожаловалась Богу на своего мужа и Он ответил ей сурой «аль Муджадила» («Препирательство»); Хава – первая женщина (20:117; 2: 30-38); дочери Лута, которые поддерживали отца и противостояли грешникам Содома (15: 71); Сара, жена Ибрахима, которая родила ему сына Исаака (11: 71-72); мать Мусы, которой Всевышний внушил положить ребенка в корзинку и отпустить по реке (28: 7); сестра Мусы, которая вернула его матери-кормилице (28: 12-13);. И мать, и сестры Мусы были важными участницами в плане спасения Мусы от тирана. Позже упоминаются жена и сестра Мусы (28: 26-27). Мать Марьям, жена Имрана, также упоминается в Коране как верующая, преданная Богу, женщина. Матери правоверных упоминаются «группой» - 33: 28-29; 32-34. Так же, как упоминаются дочери Пророка и другие верующие женщины (33: 59). И, конечно, упоминается жена Абу Ляхаба (111: 4), как заслуживающая наказания за ее издевательства над Пророком.

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары