Языковая версия
Радио

Статьи

4 качества лицемера
21 августа, 2019 года 2522 Басып шығару нұсқасы

Абдуллах ибн `Амр (да будет доволен Аллах ими обоими) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются,  лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]»  [Хадис передали: Бухари (34), Муслим (207), Абу Дауд (4688), Тирмизи (2632), Насаи (5035)].

 

«…является истинным лицемером…»

Лицемерие (нифáк) в арабском языке означает «противоречие внутреннего внешнему». Корень его происходит от слова (нафак),  что означает «подземный ход в земле, имеющий выход в другом месте». Либо, как еще можно перевести на наш современный язык, это – «туннель». Так же основа этого слова берет свое начало из арабского «нáфикá  аль-ярбу´». Переводится это выражение как «норки дикого зверька (наподобие крысы или тушканчика)». Т.е. этот зверек роет свою норку так хитро, что при опасности может зайти в неё и засыпать вход землей, чтобы хищник снаружи не обнаружил ее.

Лицемер (мунáфик) подобен норке этого хитрого зверька. Снаружи не видно, что он является лицемером, таит в своем сердце вражду и ненависть к религии Аллаха. Все это он держит внутри себя.

Лицемерие (нифáк) бывает двух видов:

  • лицемерие, имеющее отношение к убеждениям (нифáк и`тикадий), которое является неверием (куфром) и выводит человека из Ислама.

  • лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк  амалий), которое, в отличие от первого, не выводит человека из Ислама (в данном хадисе имеется в виду этот вид лицемерия).

«…поступает вероломно, заключив договор…»

Под словом «вероломство» (аль-гадр), в хадисе подразумевается: обман, нарушение обещаний, невыполнение данных условий.

«…и действует незаконно в случае возникновения расхождения  [c кем-либо]»

«…действует незаконно…»  — т.е. уклоняется от истины в своих ответах, всячески обманывая и хитря.

«…в случае возникновения расхождения…» — т.е. в спорах или конфликтах.

Иначе говоря, преступает пределы дозволенного Шариатом в случае возникновения каких-либо разногласий с другими людьми, независимо от их вероисповедания.

Из вышеприведенного хадиса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что человек, которому присущи четыре качества, является истинным лицемером. Тот же, в ком имеются некоторые из них, присутствие лицемерия в таком человеке ровно столько, сколько в нем этих качеств.

Эти качества:

  • 1) предательство либо несохранение доверенного (амáна);

  • 2) ложь в разговоре;

  • 3) нарушение (невыполнение) обещаний (договоров), обман;

  • 4) беззаконие в спорах или конфликтах (преступание пределов дозволенного Шариатом). 

Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) упомянул, что некоторые ученые зачислили разобранный сегодня нами хадис в раздел трудных (требующих пояснения). Они аргументировали свою точку зрения тем, что иногда все эти четыре качества лицемера перечисленные в хадисе встречаются у мусульманина, но, тем не менее, никто не вправе обвинить этого мусульманина в неверии и вывести его из Ислама…

Ответом на их высказывание было следующее: «Тот, в ком присутствуют все эти качества, подобен лицемеру в своем нраве (характере), но никак не является им в действительности (в полном смысле этого слова)».

Также был дан и другой ответ: «Не следует понимать хадис буквально. Т.е. «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером…«. На самом же деле целью такого высказывания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было предостережение общины (уммы) от этих опасных и губительных качеств!».

А что касается имама аль-Куртубий  (да смилуется над ним Аллах), то он сказал следующее: «Под словом «лицемерие» (в данном хадисе) подразумевается лицемерие, проявляющееся в делах (нифáк амалий). [Но никак не лицемерие в убеждениях]». И это мнение является самым правильным.

Другие же ученые сказали: «Под словом «лицемерие» [в данном хадисе] подразумевается лицемерие в убеждениях (в Вере), [которое выводит человека из Ислама]. И тот, в ком присутствуют все эти четыре качества, заслуживает самую низшую степень в Аду!».

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары