Намаз имеет тело и душу. Тело намаза – различные движения, такие как: стояние, поясные и земные поклоны, а также чтение Корана. Душа намаза – присутствие сердца и «хушуг». Всевышний Аллах в отношении верующих, совершающих намаз с полным присутствием и смирением говорит: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Сура аль-Муминун, аят 1-2).
Под словом хушуг обычно понимается особое внимание, которое верующий уделяет всему тому, что произносит и совершает во время молитвы, а также полное и глубокое осознание того, перед Кем находится верующий во время намаза. Это состояние смирения, покорности, скромности и страха сердца пред Всевышним Аллахом. Это внутреннее состояние проявляется в теле, создавая неподвижность чувств и спокойствие в движениях, с полной умственной и эмоциональной концентрацией на намазе без отвлечения ума.
Состояние хушуг бывает двух видов:
1. Хушуг сердца. Оно состоит в том, чтобы полностью посвятить себя молитве и намерению, постоянно размышляя о том, что верующий произносит в намазе.
2. Хушуг тела. Это спокойствие тела, исключающее любые лишние движения, ерзание, зевоту и тому подобные движения, что по сути является отвлечением от намаза.
Передают со слов Абу Хурейры, что однажды Посланник Аллаха (мир ему) вошел в мечеть, после чего туда вошел некий мужчина. Он совершил намаз, а затем подошел и поздоровался с Досточтимым Пророком (мир ему). Он ответил на приветствие и сказал: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина вернулся и совершил намаз так, как он это сделал в первый раз, после чего он опять подошел и поздоровался с Посланником Аллаха (мир ему). Тогда он трижды сказал ему: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина сказал: «Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я не умею молиться по-другому. Научи меня!» Он сказал: «Если ты собираешься совершить намаз, то скажи: «Аллах превелик!» (Аллаху Акбар). Затем прочти из Корана то, что тебе не составляет труда, потом соверши поясной поклон и пробудь в таком положении некоторое время. Потом поднимись, пока не выпрямишься полностью, затем соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время. Потом поднимись, пока не усядешься, как следует, затем еще раз соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, а потом поступай так в течение всего намаза». (Бухари, Муслим).
Напоминайте себе, что вы поклоняетесь Всевышнему и Великому Создателю, Который видит вас, слышит вас, знает вас, понимает вас и следит за вами, напоминайте себе о славе, величии, силе, и великолепии Всевышнего Аллаха. Помните, что вы стоите перед Ним. Старайтесь прочувствовать каждое движение, которое вы совершаете во время намаза и решительно сосредоточьтесь на том, чтобы выполнять каждую его часть медленно и осознанно. Старайтесь не выполнять это механически, без внимания и осознанности, или просто языком, не затрагивая сердце. Совершенствуйте свой намаз, чтобы не упустить его награду. Молящийся человек будет вознагражден только за ту часть, которую он выполнил, с должным присутствием духа и смирения. Готовьтесь осознанно к намазу и исправьте заранее все нужды, которые могут вас отвлечь от намаза. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде» (Муслим). Выбирайте тихое место для молитвы, свободное от шума, лишних движений и отвлекающих факторов (например, люди, ходящие или разговаривающие вокруг вас, звонящие телефоны или телевизор, работающий на заднем плане), чтобы вы могли сосредоточиться на намазе.
Пікірлер