Жаназа-намаз является одной из форм дуа, а во время дуа совершение поясного или земного поклона не является обязательным условием. То есть под жаназа-намазом подразумевается обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой о прощении и помиловании умершего. По этой причине в жаназа-намазе нет поясных и земных поклонов, а также читается не Коран, а дуа. Таким образом, за умершего делается дуа, и в то же самое время совершается поклонение ради довольства Аллаха Всевышнего. И хотя существует множество различных мнений, в которых делается попытка разъяснить мудрость отсутствия руку и саджда, тем не менее, факт остается фактом, что жаназа-намаз является одной из форм дуа и не заключает в себе чтения Корана. Жаназа-намаз, представляющий собой дуа и истигфар для умершего, является фардом-кифайа (коллективной обязанностью) для мусульман. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда совершаете жаназа-намаз, то делайте про себя дуа за умершего» (Абу Давуд, Джанаиз, 56). Как мы видим, каждый, кто участвует в жаназа-намазе, должен про себя делать дуа за умершего, это является сунной, которую Посланник Аллаха (мир ему) выполнял непосредственно сам, и которую он советовал другим. Также здесь обращает на себя внимание и то, что необходимо делать это дуа совершенно искренне, вне зависимости от того хороший это был человек или нет. Так как умершие грешники больше других нуждаются в дуа. Хотя, в сущности, абсолютно каждый человек, покинувший этот мир, нуждается в дуа, и именно поэтому умершего приносят и кладут перед жамагатом. Кроме того, дуа, которые читаются во время жаназа-намаза не ограничиваются только лишь мольбами за умершего. Например, сообщается, что во время одного из жаназа-намазов, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал такое дуа: «О, Аллах! Прости наших живых и мертвых, маленьких и больших, наших мужчин и наших женщин, тех, кто присутствует здесь, и тех, кого здесь нет. О, Аллах! Пусть те, кому суждена жизнь проживут ее на пути Ислама, а те, кому суждена смерть, пусть умрут с верой» (Тирмизи, Джанаиз, 38; Абу Давуд, Джанаиз, 56). Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить:
1. Жаназа-намаз состоит из такбиров и дуа.
2. Основой любого дуа, является искренность.
3. Во время жаназа-намаза делается дуа как для умерших, так и для живых.
4. Принимая участие в жаназа-намазе следует искренне совершать дуа, вне зависимости от того, благочестивым человеком был покойный или грешником.
Пікірлер