Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прекрасно объяснил правила торговли: «О, торговцы! Несомненно, шайтан и грех замешаны в торговле. Очищайте свою торговлю посредством садака, которая будет искуплением за те клятвы и ненужные слова, которые вы произнесли. В Судный день торговцы будут воскрешены грешниками, за исключением тех, кто боялся Аллаха, пребывал в праведности и правдивости…» (Тирмизи, Буйю, 4).
Чтобы торговля была благодатной, торговцам необходимо придерживаться следующих правил:
1. Торговать можно только разрешенными вещами. Мусульманам нельзя торговать запретным, например, спиртным и свининой, даже продавая их немусульманам. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)проклял десятерых, которые имеют дело со спиртным. Среди них – тот, кто давит плоды или зерно, из которых его делают, тот, кто его переносит, тот, к кому его несут, тот, кто его подает, и тот, кто им торгует.
2. Не должно быть мошенничества или обмана. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Тот, кто обманывает, – не от нас»(Муслим).
Также передано от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Купля-продажа должна быть только по обоюдному согласию сторон».
3. Нельзя припрятывать товар. Это касается припрятывания всех необходимых мусульманам товаров, будь то пищевые продукты или что-то иное. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто припрятывает товар, пока он не подорожает, грешит» (Муслим и Абу Дауд).
4. Нельзя продавать товары, прибегая к ложным клятвам. Продавцам вообще лучше не клясться, даже говоря правду. Пророк (мир ему и благословение) назвал лживую клятву «гамус», т.е. такой, которая вводит человека в грех в этой жизни и адское пламя в будущей жизни. Кроме того, лживая клятва накликает гнев Аллаха в Судный День на того, кто ее дает, и губит его семью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Избегайте многочисленности в клятвах, во время торговли, так как это хоть и увеличивает продаваемость, но вместе с тем лишает торговлю баракята».
5. Торговцы не должны наживаться на потребностях людей, поднимая цены на товары настолько, что получаемая ими норма прибыли превышает ту, которую устанавливает правительство. Повышение цен таким способом считается преступлением, поскольку это сильно бьет по малообеспеченным людям.
По поводу этого известна одна история, когда Макаль ибн Яссар, пребывая на смертном одре, сказал окружавшим его людям: «Помогите мне сесть, дабы я поговорил с вами о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует)». Затем он сказал: «Я слышал изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Аллах поклялся, что в Судный День бросит в адский огонь тех, кто слишком поднимает цены за счет мусульман"». Люди сказали Макалю: «Ты и впрямь слышал это от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?» Он ответил: «Не единожды и не дважды» (Ахмад, Ат-Табарани и Аль-Хаким). Пророк (мир ему и благословение) хотел таким образом убедить торговцев в важности стремления к честному заработку. Зачем им поднимать цены из жадности? Ведь лучше будет, если они получат свою прибыль, понизив цены, но увеличив оборот, чем повысив цены, но уменьшив оборот. Ислам призывает к правде всегда и во всем. И если людям разрешают самим назначать цены [на свои товары], они должны следовать духу справедливости.
6. Торговцы должны очищать свое состояние, платя с него закят. Они должны заплатить 2,5% от общей стоимости своего состояния [оцениваемого] в наличных деньгах, акциях и товарах. Закят выплачивают только из наличных денег или из реализуемых товаров [т.е. в последнем случае из оборотных средств]. То же самое касается и неуплаченных торговцам долгов [т.е. дебиторской задолженности торговцам]. Что же касается долгов, которые торговцы должны заплатить другим субъектам [т.е. кредиторской задолженности торговцев], то торговцы сначала должны выплатить их, а потом заплатить закят с остатка. Богатые люди не должны считать закят слишком высокой платой, ибо иначе они отдают себя во власть шайтана, побуждающего их не платить закят. Они должны помнить слова Аллаха: «Шайтан сулит вам бедность и велит быть скаредными. Аллах обещает вам прощение и милость. Аллах - всеобъемлющий, всезнающий» (Коран, 2:268); «Скажи [, Мухаммад]: "Воистину, мой Господь увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает. То, что вы пожертвуете [на подаяние], Он возместит вам, и Он - самый щедрый из тех, кто дарует пропитание"» (Коран, 34:39).
7. Мусульманские торговцы не должны слишком увлекаться предпринимательством в ущерб религиозным обязанностям. Торговцы должны хорошо уяснить себе это правило, поскольку большинство из них крутится в водовороте бизнеса и думает о только своей прибыли. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Честный и достойный доверия торговец будет с пророками, праведниками и мучениками» (Ат-Тирмизи).
К таким торговцам относятся и слова Всемогущего Аллаха:
«…мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза, чтобы Аллах воздал за лучшее, что они вершили, и чтобы Он умножил им от Своих щедрот. Ведь Аллах воздает без счета тому, кому захочет» (Коран 24:37-8).
Кроме того, в торговле следует проявлять снисходительность. Передается от Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если продавец и покупатель пойдут на уступки друг другу, то Аллах введет их в Рай».
Следовательно такими качествами должен обладать каждый мусульманин, работающий в сфере торговли.
Пікірлер