Языковая версия
Радио

Статьи

Что такое роскошество? Какое зло оно может принести?
08 января, 2019 года 615 Басып шығару нұсқасы

Роскошество — трудноизлечимый и губительный недуг. Распространяясь среди членов общины, оно лишает её решимости и приносит взамен медлительность, косность, лень, неподвижность. Оно привязывает общину к миру этому и внушает ей любовь к нему. Если роскошество овладевает человеком настолько, что становится его неотъемлемым свойством, то это явный показатель слабости данного человека и признак беспомощности и неспособности организовать собственную жизнь. Привычка к роскоши свидетельствует о том, что человек предпочёл мирские удовольствия труду и усердию.

Роскошество и однокоренные слова очень часто встречаются в Коране:

«...которых Мы щедро одарили благами в мирской жизни» (Сура 23 «Верующие», аят 33);

«А несправедливые последовали за тем,чем были щедро наделены, и стали грешниками» (Сура 11 «Худ», аят 116);

«...и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь» (Сура 21 «Пророки», аят 13);

«А когда Мы подвергнем наказанию изнеженных роско-шью среди них...» (Сура 23 «Верующие», аят 64).

Роскошество — это выход за рамки умеренности в пользовании мирскими благами и утопание в роскоши.

Таким образом, роскошествующие люди — это люди, погрязшие в мирских благах, привыкшие к роскоши, стремящиеся к умножению удовольствий и развлечений и старающиеся достигнуть предельной роскоши в том, что касается пищи, питья, жилища, средства передвижения и так далее.

Всевышний Аллах порицает роскошь и роскошество в нескольких аятах Своей Книги. Приведём примеры.

1. Роскошество относится к свойствам несправедливых и неверующих. Всевышний Аллах сказал, описывая неверующих: «А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками» (сура 11 «Худ», аят 116).

Ибн Джарир (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сообщил, что притеснившие самих себя и не уверовавшие в Аллаха члены общин, живших ранее, последовали за мирскими благами, которые были дарованы им, и возгордились. Они отказались исполнять веления Аллаха и стали превозноситься и отвращать других людей от Его пути…

2. Роскошество — причина наказания в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям.Они понесут наказание»(сура19«Марьям»,аят59).

Ка‘б аль-Ахбар сказал: «Клянусь Аллахом, я обнаруживаю признаки лицемеров в Книге Аллаха: распивающие вино, оставляющие молитву, играющие в нарды, просыпающие вечернюю и утреннюю молитвы, предающиеся чревоугодию и пропускающие пятничные молитвы». Сказав это, он прочитал аят: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание».

3. Роскошество — причина гибели в этом мире. Всевышний Аллах сказал: «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, вас призовут к ответу» (сура 21 «Пророки», аяты 11–13).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «“Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь”. Это насмешка над ними. Им как будто было сказано: не бегите от постигающего вас наказания, а вернитесь к роскоши, веселью, сытой жизни и добротным жилищам».

4. Роскошество одних может стать причиной гибели других. Изнеженные роскошью люди могут причинить вред не только себе, но и другим, став причиной их гибели. Всевышний Аллах сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям [покориться Аллаху]. Когда же они предавались нечестию, то относительно [этого селения] сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 16).

Наверное, вы замечали это в жизни окружающих вас людей: изнеженные, утопающие в роскоши люди вредят не только себе, но и другим, и так происходит всегда. Своим образом жизни они заставляют других людей стремиться обрести то, чем они владеют, и стараться подражать им.

5. Роскошество — причина отказа от совершения благих дел. Всевышний Аллах сказал об роскошествующих людях, которые не смогли отправиться в поход из-за сильного зноя, поскольку привыкли пребывать в прохладной тени: «Оставшиеся позади [не принявшие участие в походе на Табук] радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (сура 9 «Покаяние», аят 81).

Испугавшись трудностей и жары, они предпочли краткий земной отдых совершенному вечному блаженству и испугались жара, которого можно было избежать, передвигаясь ранним утром и после спада полуденного зноя, не боясь при этом жара, который невозможно даже представить, — Адского пламени.

6. Роскошество — причина недовольства предопределением Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16).

Таково поведение роскошествующего. Когда Аллах даёт ему щедрый удел и многочисленные блага, он говорит: «Мой Господь почтил меня, потому что Он любит меня». А когда Аллах испытывает его разными способами, посылая ему нечто неприятное для него, он начинает роптать и возмущаться и не проявляет терпения в отношении того, что постигло его. И всё это по причине привычки к роскоши. Живи этот человек простой и скромной жизнью, он воспринял бы эти испытания с терпением и довольством и восхвалял бы Аллаха…

Размышляя, мы приходим к выводу, что терпеть бедность легче, чем терпеть богатство.

Также роскошь порицалась и нашим достопочтимым Пророком Мухаммадом. Абу Са‘ид аль-Худри передаёт: «Однажды Пророк сел на минбар, и мы сели вокруг него, и он сказал: “Поистине, среди того, чего я боюсь для вас после моей кончины, — то, что откроется перед вами из мирских благ и украшений”» [Бухари, 1465; Муслим, 1052].

Абу Са‘ид аль-Худри также передаёт, что Пророк сказал: «Поистине, этот мир — сладок и свеж, и поистине, Аллах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы делаете. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин!»[Муслим, 2742].

В большинстве случаев роскошество сопровождает богатство и неразрывно связано с ним. Однако не всегда богатство порождает в человеке привычку к роскоши: сколько богатых людей жили жизнью скупцов, а их семьи — в нужде и бедности! А сколько бедняков старались приобретать мирские блага любыми способами и гнались за наслаждениями так, что из-за этого обросли долгами!

Так же и равнодушие к мирским благам не обязательно сопровождается бедностью: сколько богатых людей жили жизнью аскетов, несмотря на обилие благ и наслаждений, которое даровал им Всевышний!

Речь не идёт о том, чтобы человек отказывался от своего имущества, своей торговли и от всего, чем он владеет, дабы избежать таким образом изнеженности и роскоши. Вполне возможно сохранить своё имущество и при этом избежать роскошества. И человек может вести торговлю — и расходовать на себя и свою семью в пределах разумного, и подавать милостыню бедным и нуждающимся, и оставлять себе имущество, которое требуется ему для того, чтобы поддерживать свою торговлю и вести нормальную жизнь.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), узнав о том, что кто-то из его сподвижников перешёл границы умеренности в аскетизме или поклонении, гневался. Однажды он узнал о том, что один из его сподвижников сказал: «Что касается меня, то я буду молиться всю ночь на пролёт». А второй сказал: «Я буду постоянно поститься и никогда не оставлю пост». А третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». Посланник Аллаха пришёл и сказал: «Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако иногда я пощусь, а иногда оставляю пост, и я молюсь по ночам и сплю, и я заключаю браки с женщинами, — а кто отказывается следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения» [Бухари, 5062; Муслим, 1401].

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары