Языковая версия
Радио

Статьи

Быть подобным Кур`ану: Стараться понять Кур`ан
13 марта, 2018 года 162 Басып шығару нұсқасы

Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анhу) передает, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

…مَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلَّا نَزَلَتْ عَلَيْهِمُ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمُ الْمَلَائِكَةُ وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ

«…Когда люди собираются в одном из домов Аллаhа, читают Его книгу и беседуют о ней, на них нисходит покой, покрывает милость, и ангелы раскрывают над ними крылья. Всевышний Аллаh перечисляет их среди тех, кто близок к Нему» (Муслим, Зикр, 38; Абу Дауд, Витр, 14/1455; Тирмизи, Кыраат, 10/2945; Ибн Маджа, Мукаддима, 17).

Комментарии

Для того чтобы Его рабы смогли обрести Рай, Всевышний Аллаh ниспослал Священный Кyр`ан руководством и путеводителем для них. Поэтому Кyр`ан выводит людей на самый прямой путь (Аль-Исра, 17/9-10).

Другими словами, Священный Кyр`ан ниспослан для того, чтобы постичь его и жить в соответствии с ним. Всевышний Аллаh приводит в Кyр`ане самые разные примеры, из которых могли бы извлечь урок Его рабы и многократно разъясняет их (Аль-Исра, 17/41, 89; аль- Кахф, 18/54; ар-Рум, 30/58; аз-Зумар, 39/27).

Для того чтобы Его рабы могли без труда понять эти примеры, проникнуться их наставлениями и применять их в жизни, Он сделал Кyр`ан легким (Марйам, 19/97; ад-Духан, 44/58; аль-Камар, 54/17, 22, 32, 40).

В таком случае, каждый праведный мусульманин должен стараться постичь священные слова своего Господа и изучать Кyр`ан. Естественно, прежде всего, для его постижения нужно научиться хорошо читать. Потому что правильное произнесение сур Кyр`ана необходимо мусульманам для совершения пятикратного намаза. Поэтому изучение кыраата – чтения Священного Кyр`ана обязательно (фард айн) для каждого хотя бы в той мере, чтобы намаз его был правильным.

Человек, сам изучивший Кyр`ан, должен стараться обучать Кyр`ану других. В первом хадисе, приведенном нами, сообщается, что те счастливцы, которые со всей искренностью (ихлас) занимаются изучением Кyр`ана и обучением Кyр`ану других, являются самими лучшими людьми. Потому что книга, которую они сделали предметом своих занятий, – это слова Аллаhа, а они самые лучшие из слов [1].

Самым важным и самым великим делом нашего досточтимого Пророка ﷺ было чтение Кyр`ана и обучение Кyр`ану других (Йунус, 61; Замахшари, Кашшаф, III, 17; Абу’с-Сууд, Иршад, IV, 156).

Когда однажды Абу Талха (радиаллаhу ‘анhу) пришел к нашему досточтимому Пророку ﷺ, то увидел, что тот, стоя, обучает Кyр`ану Асхабы Суффа. Чтобы выпрямить туловище, согнувшееся от голода пополам, он привязал к животу камень (Абу Нуайм, Хилйа, I, 342).

В деле изучения Кyр`ана и обучения ему сподвижники Пророка ﷺ и праведники, жившие в более поздние времена, следовали сунне Посланника Аллаhа.

Один из них, Абдуллах бин Мас’уд (радиаллаhу ‘анhу), прочитав одному человеку аят Кyр`ана, говорил: «Этот аят лучше чего бы то ни было, над чем восходило солнце или что существует в этом мире». Эти слова он повторял для каждого аята Кyр`ана (Хайсами, VII, 166).

Абу Абдуррахман Сулеми (рахматуллаhи ‘алейhи) во времена правления досточтимого ‘Усмана (радиаллаhу ‘анhу) стал преподавателем кыраата и долгие годы занимался этим. О своей должности имама в мечети Куфы, где он обучал Кyр`ану, он говорил: «Единственная причина моего пребывание на этом месте, – это желание оказаться среди тех, кого обрадовал в своем хадисе Посланник Аллаhа ﷺ: «Самый лучший из вас – это тот, кто изучает Кyр`ан и обучает ему других» (Бухари, Фадаилуль-Кур’ан, 21; Тирмизи, Фадаилуль-Кур’ан, 15/2907).

Но это должно делаться искренне, только для обретения благоволения (рида) Аллаhа. Здесь не должны быть замешаны мирская корысть и расчет.

Имран бин Хусайн (радиаллаhу ‘анhу) встретил одного человека, читающего Кyр`ан. Человек, завершив чтение, стал просить что-нибудь у людей. Увидев это, Имран (радиаллаhу ‘анhу) сказал, словно столкнувшись с великим горем:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

 «Все мы от Аллаhа и все мы к Нему возвращаемся» (Аль-Бакара, 2/156)[2]

Потом добавил: «Посланник Аллаhа ﷺ однажды сказал: «Кто читает Кyр`ан, пусть этим просит у Аллаhа. Потому что настанет такое время, что люди будут читать Кyр`ан и просить за это что-нибудь у людей» (Тирмизи, Фадаилуль-Кур’ан, 20/2917).

Ценность Кyр`ана так высока, что невозможно заплатить достойную цену за обучение ему. Дать достойное воздаяние за это может только Всевышний Аллаh. Насколько же назидательны следующие два примера тех, кто понимал цену Кyр`ана.

Когда его сын Хаммад выучил суру «аль-Фатиха», Имам Абу Ханифа (рахматуллаhи ‘алейhи) дал его учителю 500 дирхемов. В те времена за один дирхем можно было купить одного барана. Учителю такая щедрость показалась чрезмерной. Потому что ребенок выучил только одну суру «аль- Фатиха». Тогда Имам Абу Ханифа (рахматуллаhи ‘алейhи) сказал: «Не считай малым то знание, которому ты научил моего сына! Если бы у меня было еще больше денег, то для того чтобы воздать Кyр`ану достойную почесть, я дал бы их тебе» (Абу Гуда, Фатху баби’л-инайа, с. 19).

Салахаддин Айуби (рахимахуллаh), обходя казармы, увидел ребенка, который перед своим отцом читал Кyр`ан. Ему понравилось чтение и он, подойдя к ребенку, угостил его тем, что ел сам. От той земли, которая принадлежал лично ему, он отделил надел для этого ребенка и его отца (Бундари, Абу’л-Фатх али, ан-Науадиру’с-султанийа (Сирату Салахуд-дин), с. 9).

Также как учить Кyр`ан и обучать ему является перед Аллаhом весьма достойным деянием, так и забывать его и препятствовать его обучению есть большой грех. Хадисы о несчастном конце тех, кто забывает Кyр`ан, говорят: «… Мне поведали о грехах моей общины (уммы). Я не увидел более великого греха, чем забвение человеком суры или аята, (которые были милостиво пожалованы ему)» (Абу Дауд, Салят, 16/461; Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 19/2916), «Человек, который читал (выучил) Кyр`ан, а потом забыл его, в Судный день предстанет перед Аллаhом с пустыми руками и обделенным благами» (Абу Дауд, Витр, 21/1474).

«Забывать» здесь означает забыть Кyр`ан после того, как выучил его в истинном смысле, а также оставлять чтение Кyр`ана, не поступать, как он повелевает, не различать дозволенное (халял) и запретное (харам). Об этом же говорят и следующие аяты:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى

«А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит [провести] жизнь в тяготах, и Мы воскресим его в День воскресения слепым.

قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا

[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим».

[Аллаh] скажет:

قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى

«Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня» (Та-Ха, 20/124-126).

Человек, в сердце которого нет даже частицы Кyр`ана, подобен разрушенному дому (Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 18/2913; Дарими, Фадаилуль-Куран, 1).

Изучать Кyр`ан и обучать ему других, естественно, означает поступать в соответствии с ним во всех жизненных ситуациях. А чтобы осуществить это, нужно стараться понять смысл Кyр`ана.

Второй приведенный нами хадис показывает, насколько Всевышний бывает доволен усилиями и стараниями людей на этом пути. Потому что на Своих рабов, которые собравшись вместе, читают Его священную книгу и стараются понять ее смысл, Аллаh низводит спокойствие и милость, послав ангелов охранять их, Он воздает хвалу им перед приближенными к Нему. Таким образом, эти рабы Аллаhа, изучающие Кyр`ан, удостаиваются ду’а и любви избранных ангелов, приближенных к Аллаhу.

Такие собрания окутывает милость (рахма) Аллаhа, грехи (за исключением попирающих права других людей) и недостатки собравшихся прощаются. Ангелы милости окружают собравшихся плотным кольцом от земли до небес и охраняют их от всякого зла и опасностей. Они придают ясность их разуму, радость сердцу и, словно бы нанося им визит, обмениваются с ними рукопожатиями.

Сподвижники Пророка ﷺ, собравшись вместе, читали Кyр`ан и хадисы. Один из последователей (табиин) Абу Надра (рахматуллаhи ‘алейhи) сообщает: «Когда сподвижники Пророка ﷺ собирались вместе, то обменивались знанием (хадисами) и читали одну суру из Кyр`ана» (Хатиб аль-Багдади, аль-Факих ва’ль-мутафакких, II, 126).

Так же и Асхабы Суффа, находясь в Мечети Пророка ﷺ, читали Кyр`ан, ночами учили ему друг друга (Бухари, Джихад, 9; Муслим, Имара, 147).

Посланник Аллаhа ﷺ место, где читается Кyр`ан, в хадисе обозначил определением «дом Аллаhа». Здесь «дома Аллаhа», в первую очередь, означают мечети, а также разные чистые места, где читают Кyр       ан, и даже наши дома.

«Тадрис», изучение Кyр`ана, означает, сосредоточив на нем свой разум, вникать в глубину каждого аята, каждой суры, изучать заложенные в них основы веры, религиозные вопросы, принципы нравственности (ахляк) и стараться следовать этому в своей жизни.

«Сакинат», спокойствие, которое нисходит на рабов Аллаhа, изучающих Его слово, это то, что способствует очищению сердца и обретению им света (нур), в конечном итоге приводя к спокойствию (хузур) и умиротворенности (итминан). Обладатель такого сердца, истинно боясь Аллаhа, обретает то самое спокойствие, которое приличествует верующему (му’мину). Также сакинат означает нисхождение ангелов и является одним из названий этих ангелов и ангелов милости (рахма).

Один из примеров нисхождения спокойствия (сакинат) следующий.

Усайд бин Худайр (радиаллаhу ‘анhу), который обладал очень красивым и выразительным голосом, однажды читал Кyр`ан рядом с кучами собранных фиников. Здесь же находилась его лошадь, привязанная двумя длинными веревками. Вдруг лошадь встала на дыбы. Когда Усайд (радиаллаhу ‘анhу) перестал читать, лошадь успокоилась. Когда же он продолжил чтение, лошадь снова встала на дыбы. Усайд (радиаллаhу ‘анhу) снова замолчал, и лошадь снова успокоилась. Это повторилось еще два раза. Младший сын Усайды Яхйа спал недалеко от лошади. Боясь, что та поранит ребенка, Усайд (радиаллаhу ‘анhу) стал тянуть ее к себе. В этот момент он поднял голову и увидел сверху нечто, подобное облаку, в котором, словно лампады, светились огни. Оно стало подниматься выше и выше, пока совсем не скрылось из глаз. Когда наступило утро, Усайд (радиаллаhу ‘анhу) рассказал о случившемся Посланнику Аллаha ﷺ. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Это было спокойствие (сакинат), оно снизошло по чтению Кyр`ана» (Бухари, Манакиб, 25; Фадаилуль-Куран 11; Муслим, Мусафирин 240-241).

В другом хадисе говорится: «Это были ангелы, спустившиеся послушать тебя. Если бы ты продолжил чтение, они бы слушали тебя до утра, а утром бы их все увидели. Они не скрывались бы от людей» (См. Бухари, Фадаилуль-Куран, 15; Муслим, Мусафирин, 242).

Сподвижники Пророка ﷺ на пути постижения Кyр`ана и руководства им в своей жизни проявляли величайшую самоотверженность. Под навесом Мечети Пророка ﷺ (суффа) многие сахабы, забыв о голоде и жажде, посвятили себя изучению Кyр`ана. Может быть, они не смогли обрести что-то из благ этого мира, но их имена будут почтительно произноситься до самого Дня. Тысячи людей, которые воспользовались оставленными ими знаниями, совершают ду’а за них. Один из таких преданных Кyр`ану людей – Абдуллах бин Мас’уд (радиаллаhу ‘анhу) рассказывает: «Клянусь Аллаhом, кроме которого нет бога, не была ниспослана ни одна сура из Книги Аллаhа, чтобы я не знал, где это произошло. Также не был ниспослан ни один аят из Книги Аллаhа, чтобы я не знал, о ком он был ниспослан. Если я слышал, что кто-то знает книгу Аллаhа лучше меня и, если до него можно было добраться на верблюде, я тут же пускался в путь» (Бухари, Фадаилуль-Куран, 8).

Досточтимый ‘Умар (радиаллаhу ‘анhу) для постижения Кyр`ана погружался в глубокие размышления (тафаккур). Он читал аяты из Книги Аллаhа, сосредоточившись на их значении и стремясь воплощать их в жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Я прочитал суру Бакара за двенадцать лет и в благодарность за это принес в жертву верблюда» (Куртуби, I, 40).

Как сообщает Имам Малик, Абдуллах бин Умар (радиаллаhу ‘анhу), для того чтобы выучить суру Бакара, ровно восемь лет изучал ее аяты (Муватта’, Кур’ан, 11).

Аль-Баджи (рахимахуллаh) говорит: «Это происходило не по причине недостатка ума и памяти, маазаллах (прибегаем к Аллаhу от подобных мыслей). Наоборот, он изучал заложенные в Кyр`ане фарды, решения по разным вопросам (ахкам) и связанные с ними обстоятельства» (Каттани, Таратиб, II, 191).

Один человек, придя к Зайду бин Сабиту (радиаллаhу ‘анhу), спросил его, что он думает о том, чтобы прочитать Кyр`ан за неделю. Тот ответил: «Это хорошо», а потом продолжил: «Но я больше получаю наслаждение, прочитав его за пятнадцать или двадцать дней. Если ты спросишь «почему», то отвечу, что в таком случае я могу, размышляя о прочитанном, лучше понять заложенные в Кyр`ане смыслы» (Муватта’, Кур’ан, 4).

Примечание

[1] Изучая Священный Кyр`ан, обучая Кyр`ану других, а также стараясь постичь его, нужно проявлять в высшей степени почтительность, уважение, благопристойность (адаб) и внимание. Прежде всего, нужно избегать брать его в руки, не будучи в состоянии омовения (Аль-Вакиа, 56/79).

В хадисах сказано: «Пусть никто не дотрагивается до Кyр`ана, кроме чистых!» (Хаким, I, 553/1447; Муватта’, Кур’ан, 1; Каттани, I, 216), «Не должны читать ни слова из Кyр`ана ни женщина во время месячных, ни человек в состоянии осквернения (джунуб)» (Тирмизи, Тахарат, 98/131).

Таким же образом, держать Кyр`ан на уровне ниже пояса, вытягивать ноги по направлению к нему, класть поверх него другие книги и вещи, заходить в туалет в Кyр`аном – все это в высшей степени предосудительное поведение, которое указывает на недостаток богобоязненности. Проявление почтительности к Кyр`ану берет начало в богобоязненности сердец (Аль-Хадж, 22/32).

Др. Мурат Кая, из книги: «250 хадисов с комментариями о нормах жизни мусульманина»

По материалам: http://islamdinr.ru/
muslim.kz

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары