«Каждому человеку Мы определили близких, (которые наследуют) то, что оставили родители и родственники. И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю. Поистине, Аллах – Свидетель всему» (Ан-Ниса, 33). По поводу той части этого аята, где говорится: «И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю», от Ибн Аббаса передается следующий риваят: «Во времена джахилии люди заключали друг с другом соглашение, говоря: «Если один из нас умрет раньше другого, то тот, кто останется в живых, станет его наследником». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Кровные родственники ближе друг ко другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры, разве что вы сделаете добро своим друзьям. Так было записано в (Хранимой) Книге» (Аль-Азхаб, 6) [Табери, Джамиуль-Байан, 5/34].
В риваяте, переданном Ибн Джариром по каналу Авфи от Ибн Аббаса, говорится: «Во времена джахилии человек мог причислить себя к роду другого человека и следовать за ним. Тогда тот, за кем следовали умирал, то его наследники делили между собой его имущество, а тому, кто присоединился к роду того человека, не доставалось ничего. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «И тем, с кем вы связаны клятвами, отдавайте их долю» [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/510]. В риваяте, переданном от Саида ибнуль-Мусаййеба, говорится: «Этот аят был ниспослан в отношении тех, кто помимо собственных детей, усыновлял других людей (причислял их к своему роду), и включал их в число своих наследников» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/35; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105].
В риваяте, переданном Абу Давудом от Умму Са`д бинтур-Раби`, говорится: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Бакра и его сына Абдуррахмана. Когда Абдуррахман не пожелал принять ислам, то Абу бакр поклялся, что не станет оказывать ему никакой помощи и лишит его наследства. Однако, когда Абдуррахман принял ислам, то Аллах Всевышний, ниспослав этот аят, приказал через своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), выделить Абдуррахману положенную ему часть наследства»[Абу Давуд, Фараиз, 16, хадис №: 2923; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/86].
Пікірлер