Языковая версия
Радио

Статьи

Светские знания в исламе
30 сентября, 2021 года 93 Басып шығару нұсқасы

В одном из хадисов приводятся такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет ценности у этого мира и всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с поклонением Ему. Также кроме учёного и учащегося» (Тирмизи). На первый взгляд может показаться, что такое понимание жизни очень скудное, ведь нельзя же заниматься одним лишь поклонением, оставив мирские заботы. Однако, на самом деле, понятие «поклонение» объемлет все богоугодные деяния, потому как всё изначально от Аллаха и связано с Ним. Этот мир – пашня для ахирата, и все благие, полезные деяния в нём важны. Будь то постройка домов, в которых будут проживать люди, мечетей, где они будут собираться для молитв, работа врачом, педагогом и прочее, – всё это требует знаний светского характера.

Мусульманам подобает проявлять усердие во всех доступных сферах, понимая, что Аллах един, и Он – Творец всего сущего. Потому, по сути, всё неизбежно связано с духовным состоянием верующего. Не следует делать различие между мирскими и религиозными знаниями, словно они противоречат друг другу, кроме как между дозволенным и запретным. Наоборот, они дополняют друг друга, свидетельствуя о единобожии: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-Аляк, 1–5).

Помимо этого, Абдуллах бин Умар (р.а.), поощряя мусульман к усердию, качеству и гармонии относительно мирского и ахирата, наставлял: «Старайся для нынешней жизни, будто будешь жить в нём вечно, и старайся для следующей жизни, словно ты покинешь сей мир уже завтра». Знание – основа дел, и оно украшает человека, одаряя его особым достоинством: «Знания побеждают все недостатки, а невежество выявляет их всех» (Дайлами). Имам Газали же писал: «К фардуль-кифая относятся все знания, необходимые для жизнедеятельности общества. Например, медицина необходима для поддержания здоровья человека, а арифметика – для расчётов, распределения наследства и многого другого. Если всеми этими знаниями обладает часть членов общества, то с остальной части снимается обязательство заниматься этими делами. И не удивительно, что мы говорим: «медицина и арифметика являются фардуль-кифая, так же, как основные ремёсла и специальности типа земледелия, текстильной промышленности и политики, так же как портные и медработники. Если в обществе отсутствуют медработники, это приведёт к его гибели. Тот, Кто посылает болезнь, посылает и излечение, учит, как с ней бороться. Недопустимо обрекать себя на погибель».

Золотой век развития исламской науки стал таковым благодаря усердному обучению верующих. Они имели правильное представление о единстве бытия и знали о тесной взаимосвязи мирских и религиозных наук, подобной связи тела и души. Потому их великие достижения по сей день являются основой современного знания и примером для действий мусульман в этом направлении.

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары