Тілдік нұсқа
Радио

мақала

Достоинства и значимость изучения арабского языка
10 желтоқсан, 2014 жыл 1621 Басып шығару нұсқасы
arabic-e1331714470659Арабский язык является одним из древнейших языков планеты, важнейшим историческим наследием человеческой цивилизации, во многом повлиявшем на ход мировой истории. Арабский язык для каждого мусульманина это, прежде всего, язык последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и последнего писания, ниспосланного Всевышним – Священного Корана. В настоящее время во всем мире, особенно в нашей стране, идет активное возрождение ислама и его духовно-культурных ценностей. Этот процесс невозможен без изучения арабского языка. Он является главной движущей силой в сложном процессе возрождения Ислама и его морально-нравственных устоев. В Дагестане, где проживает 90% мусульман, изучение арабского языка приобретает особую актуальность.

Главным достоинством арабского языка является то, что Всевышний Аллах ниспослал на нём Последнее Писание – Коран, как Он об этом в самом Коране и говорит:الم تلك أيات الكتاب المبين إنا أنزلناه قرآنا عربيا لعلكم تعقلون «Это – аяты Книги ясной. Поистине, Мы ниспослали её [в виде] Корана арабского, – быть может, вы станете понимать [её смысл] [1]» (12: 1 – 2).

Несмотря на то, что на земле около 15000 разных языков, Коран ниспослан именно на арабском. Почему же?

Хафиз Ибн Касир даёт этому такое объяснение: «Арабский язык – самый красноречивый из языков, самый понятный и самый широкий [по способам] передачи смыслов, которые только могут возникнуть в голове. Поэтому самая почтенная Книга ниспослана на самом почтенном языке, самому почтенному Посланнику, через самого почтенного Ангела, в самой почтенной части земли, и началось её ниспослание в самый почтенный месяц года, то есть в Рамадан» [2].

Сам Аллах называет арабский язык понятным, доступным для человека и облегчающим восприятие информации. Он сказал: هذا لسان عربي مبين «…Это же – язык арабский, понятный» (16: 103); а также: فإنما يسرناه بلسانك لعلهم يتذكرون  «Поистине, Мы облегчили его (Коран) на твоём языке, чтобы они могли понимать» (44: 58).

Многие из наших праведных предшественников говорили о необходимости изучения арабского языка. Сообщается, что ‘Умар б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Изучайте арабский язык и обучайте ему других!» [3]. Убайа б. Ка’б (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Обучайтесь арабскому языку, подобно тому, как вы обучаетесь заучиванию Корана!» [4].

Имам аш-Шафи’и сказал: «Каждый мусульманин должен изучать арабский язык в меру своего усердия, чтобы свидетельствовать на нём, что нет бога, кроме Одного Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, чтобы читать на нём Книгу Всевышнего Аллаха, чтобы произносить [слова] поминания, что вменено ему в обязанность из слов возвеличения (такбира), и велено ему из слов прославления (тасбиха), ташаххуда и других слов. Всё новое, что он узнает из науки о языке, который Аллах сделал языком того, кто завершил пророчество, и на котором ниспослал последнее Писание, пойдёт ему на пользу» [5].

Хафиз аль-Байхакы сказал: «Для людей стало фардом (обязанностью) изучение арабского языка. Поистине, это относится к коллективным обязанностям (фуруд аль-кифайа), чтобы понимать веления и запреты Аллаха (Всемогущ Он и Велик!), Его обещания и угрозы, чтобы понимать то, что разъяснил и сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение!)» [6].

Абу Хамид аль-Газали сказал: «Ограничь погружение в науку [арабского] языка тем, посредством чего станешь понимать речь арабов и говорить на их языке. [Ограничь изучение] редкостных слов в нем [изучением] редкостных слов Корана и редкостных слов хадисов, и оставь углубление в их [тонкости]. Ограничься в грамматике тем, что относится к Книге (Корану) и Сунне, ибо нет [такой] науки, где не было бы достаточного, среднего и глубокого [уровня]» [7].

Также сообщается, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Изучайте арабский язык, ибо он является частью вашей Религии, и изучайте наследственное право (аль-фараид), ибо оно является частью вашей Религии!».

Веление ‘Умара (да будет доволен им Аллах!) изучать арабский язык и шариат объединяет [две] важные [составляющие]. Религия включает в себя знание слов и действие; знание арабского языка – это путь к пониманию слов [Религии], а знание Сунны – это путь к познанию действий [Религии]».

О том, что арабский язык способствует моральному очищению человека говорил и ‘Умар б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!). Сообщается, что он сказал: «Изучайте арабский язык, ибо поистине, он приводит в порядок разум и прибавляет мужества!» [8].

В некоторых исламских институтах его изучают 3 года. А наши предки изучали науки, связанные с арабским языком, 10–15 лет.  По словам Абдурахмана Газикумухского, в Дагестане были распространены двенадцать наук: морфология, синтаксис, метрика, логика, теория диспута, законоведение, толкование Корана, жизнеописание, суфизм, маан, байан, бадиг (риторика, стилистика, поэтика). Далее он пишет: «Больше всего у нас изучаются морфология и синтаксис, так как для учащихся необходимо избегать ошибок (в языке)» [9].

Знание арабского языка будет способствовать:

– глубокому познанию своей истории, культуры, литературы, религии, духовно-нравственных ценностей;

– укреплению деловых, культурных, экономических, политических, торговых, конфессиональных и других связей России с арабскими и мусульманскими странами;

– появлению новой плеяды ученых-богословов, которые обогатят традиции алимов и арабистов, таких как Ибрахим-хаджи аль-Уради, Мусалав из Кудутля, Сайфуллах-кади, Хасан-афанди из Кахиба;

– духовному возрождению и нравственной чистоте всего общества, стабильному, уважительному отношению между людьми разных национальностей, межрелигиозной толерантности.

Ислам и арабский язык неотделимы друг от друга, поэтому в религиозном образовании он является важным аргументом.

А.И.Абдурахманов

зав. кафедрой арабского языка ДГИ

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Күнтізбе

    Жоғары